Please use this identifier to cite or link to this item:
http://essuir.sumdu.edu.ua/handle/123456789/34291
Or use following links to share this resource in social networks:
Tweet
Recommend this item
Title | Екологічна безпека грунтів придорожного простору в умовах техногенного забруднення нафтопродуктами |
Authors |
Михайлова, Лариса Степанівна
Михайлова, Лариса Степановна Mihaylova, Larisa Stepanіvna |
ORCID | |
Keywords |
екологічна безпека экологическая безопасность нафтопродукти нефтепродукты |
Type | Synopsis |
Date of Issue | 2014 |
URI | http://essuir.sumdu.edu.ua/handle/123456789/34291 |
Publisher | Вид-во СумДУ |
License | |
Citation | Михайлова, Л.С. Екологічна безпека грунтів придорожного простору в умовах техногенного забруднення нафтопродуктами: автореферат... канд. техн. наук, спец.: 21.06.01 - екологічна безпека/Л.С. Михайлова. - Суми: СумДУ, 2014. - 24 с. |
Abstract |
Дисертацію присвячено вирішенню актуального питання – встановленню кі-
лькісних та якісних показників техногенного забруднення ґрунтів придорожнього
простору нафтопродуктами (НП) та його відповідності вимогам екологічної безпеки
природних екосистем.
Експериментально встановлено кількісні показники перенесення НП від авто-
дороги в придорожній простір і розповсюдження їх у ґрунтах залежно від відстані
від дороги, глибини ґрунтового профілю та терміну експлуатації дороги. Визначено,
що вміст НП у ґрунтах найближчого придорожнього простору становить 3-24 ОДК,
а швидкість накопичення - 110 мг(кг·рік)-1 для дороги з інтенсивністю руху 1120
авт./год. У придорожніх ґрунтах ідентифіковано помірно небезпечні (нафтени) та
високо екологічно небезпечні (ПАВ) нафтопродукти, вміст яких у ґрунтах, що без-
посередньо прилягають до доріг, становить 2-137 ГДК (згідно з нормативами Біло-
русії). Виявлено чинники, що знижують навантаження за НП на придорожній прос-
тір. Розроблено регресійні залежності, що дозволяють прогнозувати навантаження
за НП на придорожні ґрунти та визначати кордон екологічно безпечних територій,
для прогнозних інженерних розрахунків при проектуванні автодоріг.
При цитуванні документа, використовуйте посилання http://essuir.sumdu.edu.ua/handle/123456789/34291 Диссертация посвящена решению актуальной задачи – установлению количественных и качественных показателей техногенного загрязнения почв придорожного пространства нефтепродуктами (НП) и его соответствия требованиям экологической безопасности природных экосистем. Установлены особенности переноса НП от автодороги в придорожное пространство: поток НП в атмосферу, поток НП, достигающий поверхности почвы, и поток НП, аккумулирующийся в почвенном слое. Экспериментально установлено, что в почвах придорожного пространства накапливается до 80% НП, поступающих на их поверхность, а около 20% НП подвергаются испарению, физико-химическим и микробиологическим преобразованиям в почве. Определены количественные и качественные характеристики распространения НП в почвах придорожного пространства городских и загородных автодорог по расстоянию от дороги и глубине почвенного профиля с учетом показателей эксплуатации исследуемых автодорог. Экспериментально установлено, что концентрация НП в почвах вблизи исследуемых автодорог в 3-24 раза превышает значение ОДК для почв Украины. Определена скорость накопления НП в поверхностном слое почв ближайшего придорожного пространства автодороги с интенсивностью движения 1120 авт./час. - ~110 мг(кг·год)-1. Выявлены и идентифицированы как умеренно опасные (нафтены) УВ, так и УВ высокой экологической опасности (ПАУ), загрязняющие воздушную среду и почвы придорожного пространства. Экспериментально установлено, что ПАУ в исследуемых придорожных почвах представлены в незначительных количествах - 0,11-3,61% от общей концентрации НП в почвах, однако относятся к чрезвычайно экологически опасным соединениям (1-й класс опасности). Кратность превышения общего содержания ПАВ в исследуемых почвах составила 2-137 ПДК (согласно нормативам Белоруссии). Выполнили ракционирование компонентов НП, экстрагируемых из снега и почв придорожного пространства, основываясь на их химических, физических и токсикологических свойствах. Установлено, что ПАУ и алканы условно тяжелой (С≥28) фракции НП накапливаются, главным образом, в поверхностном слое почв ближайшего (до 15 м) к автодороге придорожного пространства. Экспериментально определены экологически значимые показатели придорожных почв - концентрация органического углерода, валовый состав неорганических элементов и рН. Их значения в динамике расстояния от дороги свидетельствуют о процессах выщелачивания почв ближайшего придорожного пространства. Экспериментально доказано, что распространение НП по придорожному пространству задерживают древесная растительность с высотой прикрепления кроны - 0,1-0,2 м (до ~ 80%), а также бордюр высотой не менее 40 см (до ~ 50%). Разработаны регрессионные зависимости для прогнозных инженерных расчетов при проектировании автодорог, позволяющие прогнозировать нагрузку по НП на почвы придорожного пространства и границы экологически безопасной зоны с учетом показателей эксплуатации и технических параметров автодороги, расстояния от дороги, глубины почвенного профиля и направления ветра. При цитировании документа, используйте ссылку http://essuir.sumdu.edu.ua/handle/123456789/34291 The thesis is devoted to actual question of establishing of quantitative and qualitative indicators of technogenic pollution of the roadside area soils by petrochemicals and its compliance with the requirements of the ecological safety of natural ecosystems. The quantitative indicators of petrochemicals transfer from the road to the roadside area and their distribution of ones in the soils depending on the distance from the road, depth of soil profile and duration of road maintenance have been established experimentally. The petrochemical content in the nearest roadside area soils is 3-24 MPC, and the accumulation rate is 110 mg(kg·year)-1 for the road traffic in 1120 auth./hour) have been defined. In the roadside soils the moderately (naphthenes) and extremely hazardous for the environment (PAH) petrochemicals, which content in the soils immediately adjacent to the roads is 2-137 MPC (according to the regulations of Belarus), have been identified. Regression models have been deployed to predict petrochemicals load of roadside area soils for predictive engineering calculations when designing the roads. When you are citing the document, use the following link http://essuir.sumdu.edu.ua/handle/123456789/34291 |
Appears in Collections: |
Автореферати |
Views
EU
1
France
55586
Germany
72432
Greece
1
Indonesia
1
Ireland
1159233824
Italy
1
Lithuania
1
Morocco
1
Netherlands
55574
Romania
36002114
Russia
55576
Singapore
-787746719
Spain
1
Turkey
9
Ukraine
-2007270853
United Kingdom
95336
United States
967236197
Unknown Country
278986865
Downloads
China
1
EU
1
France
2
Germany
10
Indonesia
1
Ireland
1
Lithuania
1
Russia
9
Ukraine
212917
United Kingdom
1567526
United States
1321898972
Unknown Country
-353224051
Files
File | Size | Format | Downloads |
---|---|---|---|
Mikhailova_ Ekol.pdf | 649.98 kB | Adobe PDF | 970455390 |
Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.