Please use this identifier to cite or link to this item: http://essuir.sumdu.edu.ua/handle/123456789/3503
Or use following links to share this resource in social networks: Recommend this item
Title Психологічний аналіз впливу етноекологічних чинників на формування здібностей до літературної творчості
Authors Kryvopyshyna, Olena Anatoliivna
ORCID
Keywords здібності
літературна творчість
етноекологічні чинники
способности
литературное творчество
этноэкологические факторы
abilities
literary creativity
ethnic-ecological factors
Type Synopsis
Date of Issue 2001
URI http://essuir.sumdu.edu.ua/handle/123456789/3503
Publisher Вид-во СумДУ
License
Citation Кривопишина, О.А. Психологічний аналіз впливу етноекологічних чинників на формування здібностей до літературної творчості [Текст] : Автореферат... к. психол. наук спец.: 19.00.07 – педагогічна та вікова психологія / О.А. Кривопишина. - Суми : Сумський державний університет, 2001. - 22 с.
Abstract Здійснено теоретичне та експериментальне дослідження впливу етноекологічних чинників на формування здібностей до літературної творчості. З`ясовано, що процес формування здібностей до літературної творчості обумовлений наявністю двох глобальних чинників: 1) наявністю конкретної структури взаємозв`язаних етноекологічних чинників, які можуть бути розкладені на більш універсальні компоненти - часо-просторові характеристики навколишнього середовища; 2) наявністю етноекологічного фуркаційного чинника (інваріант імпринтингу/ імпресингу), що впливає на мобільність когнітивних та емоційних структур творчої особистості. Практичне впровадження результатів дослідження було здійснено в розробці програми творчого тренінгу по формуванню емпатії та творчого вербального мислення як структурних компонентів літературних здібностей учнів. При цитуванні документа, використовуйте посилання http://essuir.sumdu.edu.ua/handle/123456789/3503
Диссертация посвящена анализу влияния этноэкологических факторов на формирование способностей к литературному творчеству. На основе анализа и обобщения психологической литературы по проблеме психологии творчества, общих и специальных способностей обоснована актуальность темы исследования, охарактеризованы основные подходы к исследованию влияния этноэкологических факторов на формирование способностей к литературному творчеству, сформулированы концептуальные положения относительно особенностей влияния временно-пространственных и фуркационных факторов на формирование личностей писателей и литературно одаренных учащихся. Процесс формирования способностей к литературному творчеству обусловлен этноэкологическими факторами как системой взаимовлияний творческой личности и среды на социальном и генетическом уровне. Специфическая конфигурация взаимосвязанных внешних и внутренних этноэкологических факторов и их универсальных компонентов — временно-пространственных характеристик окружающей среды влияет на формирование специфических когнитивных и эмоциональных структур личности. Влияние этноэкологических фуркационных факторов (как с позитивной, так и с негативной эмоциональной окраской) происходит в таких хронологических точках онтогенеза, которые можно считать сензитивными для развития способностей к литературному творчеству. На формирование способностей к литературному творчеству влияет творчески обогащенная среда: наличие позитивного образца творческого поведения, ―профессионального образца‖, ―идеального героя‖, эмоционального влияния матери. Существует взаимозависимость между уровнем развития литературных способностей и уровнем развития их основных компонентов - эмпатии и творческого вербального мышления. На этапе констатирующего эксперимента был проведен анализ вербального описания (более 200 текстов) писателей Сумщины, который позволил определить инвариантную модель индивидуализированного и обобщенного пространства творческой личности. Была определена взаимосвязь между двумя основными этноэкологическими моделями: природно-упорядоченной гармонической и природно-упорядоченной негармонической и двумя типами реакции в украинской психике — ―vita minima‖ (созерцательный компонент) и ―vita maxima et heroica‖ (энтузиастический компонент). Анализ автобиографических материалов писателей позволил определить, что наиболее значимые события для развития творческой личности происходили в таких хронологических точках онтогенеза, которые совпадают с периодами наиболее полного созревания мозговых структур. Именно эти периоды считаются сензитивными для влияния фуркационных факторов (позитивно или негативно окрашенных). На основе анализа (авто)биографических данных и продуктов деятельности были определены четыре группы временно-пространственных характеристик среды: 1) горизонталь-вертикаль; 2) однородность-неоднородность; 3) ―свое-чужое‖ пространство; 4) стабильность-нестабильность. Элементы одной или нескольких из указанных групп выступают в роли фуркационного фактора и совпадают с периодами сензитивными для развития литературных способностей. Результаты констатирующего эксперимента показали, что формирование способностей к литературному творчеству стало возможным при таких условиях: 1) наличие неоднородной среды, а также разнородных пространственных влияний; 2) влияние географической зоны (в виде преобладания горизонтали) на формирование индивидуального психического пространства писателей; 3) наличие разнородных влияний (не более двух-трех); 4) наличие стабильной среды (эмоционально благоприятной и небла-гоприятной); 5) влияние микрофакторов (наличие творчески обогащенной среды, проявляющейся инвариантно); 6) влияние фуркационного фактора в периоды 4-7, 11-14 и 14-19 лет. На основе результатов констатирующего эксперимента была разработана программа творческого тренинга по развитию способностей к литературному творчеству учащихся гимназии. В тренинге использованы психотехнические приемы, направленные на развитие творческого вербального мышления, эмпатических способностей, образной памяти, восприятия информации разной модальности. В процессе проведения творческого тренинга удалось достичь повышения уровня развития структурных компонентов литературных способностей — творческого вербального мышления и эмпатии. Анализ результатов формирующего эксперимента позволяет сделать вывод о том, что эффективное формировнаие способностей к литературному творчеству предполагает использование активных методов обучения, в частности, творческого тренинга. В то же время проведение творческого тренинга является необходимым, но недостаточным условием для развития литературных способностей. Формирование способностей к литературному творчеству кроме целенаправленного влияния обучения (литературные студии, тренинги), зависит от конкретной структуры взаимосвязанных этноэкологических факторов, специфическая конфигурация которых влияет на формирование и мобильность когнитивных и эмоциональных структур творческой личности. При цитировании документа, используйте ссылку http://essuir.sumdu.edu.ua/handle/123456789/3503
Present theses contains theoretical and experimental research of the influence of the ethnic-ecological factors on forming the abilities of literary creativity. It was revealed that the process of forming of the literary creativity is determined by the existence of two global factors: 1) the existence of definite structure of interrelated ethnic-ecological factors, which can be displayed by more universal components - temporary spacious characteristics of environment; 2) the existence of the ethnic-ecological `furcational` factor invariant impression imprint, which influences on the mobility of the cognitive and emotional structures of creative personality. The practical introduction of the results of the research work is carried out creative training programme, at the development of structural component of literary ability empathy and creative verbal intellection. When you are citing the document, use the following link http://essuir.sumdu.edu.ua/handle/123456789/3503
Appears in Collections: Автореферати

Views

Argentina Argentina
1
Austria Austria
26105282
Belarus Belarus
1
Bulgaria Bulgaria
1
China China
2
EU EU
1
France France
10
Germany Germany
936389
Greece Greece
1
Iceland Iceland
1
Ireland Ireland
441862644
Italy Italy
1
Kazakhstan Kazakhstan
1
Lithuania Lithuania
1
Poland Poland
1
Romania Romania
326538
Russia Russia
41
Singapore Singapore
-682393336
Turkey Turkey
2
Ukraine Ukraine
1738965452
United Kingdom United Kingdom
525114385
United States United States
-682393337
Unknown Country Unknown Country
1368524208

Downloads

Belgium Belgium
1
Bulgaria Bulgaria
1
China China
145006151
Czechia Czechia
3
EU EU
3
France France
73852905
Germany Germany
441862643
India India
1
Ireland Ireland
1
Italy Italy
3
Japan Japan
1
Lithuania Lithuania
1
Norway Norway
1
Poland Poland
2
Russia Russia
441862643
Singapore Singapore
1
Ukraine Ukraine
1738965452
United Kingdom United Kingdom
43228
United States United States
1368524211
Unknown Country Unknown Country
1368524209

Files

File Size Format Downloads
197.pdf 349.8 kB Adobe PDF 1283674165

Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.