Please use this identifier to cite or link to this item:
http://essuir.sumdu.edu.ua/handle/123456789/46180
Or use following links to share this resource in social networks:
Tweet
Recommend this item
Title | Сподвижники ренесансу |
Other Titles |
The associates of literary renaissance Сподвижники ренесанса |
Authors |
Кривенчук, В.М.
|
ORCID | |
Keywords |
інтертекстуальність ремінісценції цитати алюзії літературне відродження сподвижники интертекстуальность реминисценции цитаты аллюзии литературное возрождение сподвижники intertextuality allusions quotations literary Renaissance companions |
Type | Article |
Date of Issue | 2016 |
URI | http://essuir.sumdu.edu.ua/handle/123456789/46180 |
Publisher | Сумський державний університет |
License | |
Citation | Кривенчук, В.М. Сподвижники ренесансу [Текст] / В.М. Кривенчук // Філологічні трактати. - 2016. - Т.8, №2. - С. 42-56. |
Abstract |
Cтаття присвячена порівнянню неповторних особливостей творчих рис духовності художніх талантів подвижників відродження ХХ століття: Хвильового, Сосюри, Єсеніна, Шумицького. Особливості рис поетики вищезгаданих митців аналізуються на матеріалах поезії «Путь» та «Вступної новели» М.Хвильового; поезій «Сніги», «Ти», «Вірність», прозових «дружніх» шаржів, гуморесок, віршованих байок С. Шумицького; поезій В.Сосюри «Так ніхто не кохав», «Любіть Україну», а також вірша С. Єсеніна «Я помню, любимая, помню» і поеми «Страна негодяев».
Формотворчим елементом усіх рівнів художньої прози та поезії постає інтертекстуальність. Історичні алюзії творів М. Хвильового, С. Єсеніна, як і сатиричних творів С. Шумицького, часто постають у формі закодованих ігрових цитат, надаючи образам сатирично-іронічних відтінків. Розгадування кодів невільно примушує реципієнтів пізнавати таїну реального і фантастичного, творити разом із автором недовершені скарби слова. Статья «Сподвижники ренессанса» посвящена сравнению неповторимых особенностей творческих черт духовности художественных талантов подвижников возрождения ХХ века: Хвылевого, Сосюры, Есенина, Шумицкого. Особенности черт поэтики вышеупомянутых художников слова анализируются на материалах стихотворения «Путь» и «Вступительной новеллы» М. Хвылевого; стихотворений – «Снега», «Ты», «Верность», «дружественных» шаржей в прозе, юмора, стихотворных басен С. Шумицкого; стихотворений В. Сосюры «Так никто не любил», «Любите Украину», а также произведений С. Есенина «Я помню, любимая, помню» и поэмы «Страна негодяев». В результате исследования обнаружен отзвук реминисценций отдельных произведений; отмечены общие творческие доминанты неординарных личностей; прослежены определяющие черты отдельных произведений, обобщены их особенности; определена в интертекстах функция межтекстуальных включений: цитат, аллюзий. Сделаны такие выводы. В стихотворениях В. Сосюры, С. Есенина ощутимая нежная лирика, неугасимая любовь, а музыкальная ритмомелодика наполняет творчество М. Хвылевого. Эти черты просматриваются и в стихотворениях С. Шумицкого. Фигуры упомянутых художников слова характеризуют доминанты чрезвычайного таланта интуитивного предсказания и ощущения времени эпохи, предчувствия своей смерти и воскресенья через бессмертие слова, любви к Отчизне, европейской интеллектуальности, смелого творческого экспериментаторства, философичности, лирико-мелодичной тональности. Художники Ренессанса ХХ ст. – как двадцятники, так и шестидесятники – доблестно боролись против закостенелости реалистических догм, их творческие поиски приобретали новые методы для выработки модерного мировоззрения, создания неповторимого духовного космоса человека. Центральной проблемой творчества писателей стала культура Украины, ее историческое бытие. Их малые жанры слова привлекают стилевой художественной самобытностью, совершенствованием новой манеры письма. Стихотворения поэтов обозначены влиянием модернистских элементов неореализма, романтизма, импрессионизма, сюрреализма, имажинизма. Формотворческим элементом всех уровней художественной прозы является интертекстуальность. Исторические аллюзии произведений М. Хвылевого, С. Есенина, как и сатиры С. Шумицкого, часто проявляются в форме закодированных игровых цитат, придавая произведениям сатирические и иронические оттенки. Разгадывание художественных кодов невольно принуждает реципиентов обращать внимание на тайны реального и фантастического, любоваться вместе с автором словесными сокровищами. The article is devoted to the creative features and spirituality of such poetic talents of the Renaissance of the 20th century as M. Khvylyovyi, V. Sosyura, S. Yesenin, and S. Shumitskyi. Poetic features of the aforementioned authors are analyzed based on materials of their poetry: "The Way" and "The Introductory short story" by M. Khvylyovyi; poems, "Snow", "You", "Loyalty", "friendly" prose caricatures, humoresques, and poetic fables by S. Shumitskyi; verses "None is loved so much" and "Love Ukraine" by V. Sosyura as well as poems by S. Yesenin "I remember, love, remember" and "The country of scoundrels." Intertextuality appears a formative element of all levels of prose and poetry. Historical allusion of M. Khvylyovyi and S. Yesenin, as well as satirical works of S. Shumitskyi, often occur in the form of coded quotation game, giving a satirical-ironic tones to characters. Solving codes unwittingly causes the recipient to know the mystery of the real and the fantastic, to create, together with the author, the unfinished word treasures. |
Appears in Collections: |
Філологічні трактати |
Views
Algeria
1
Australia
1
Canada
1
China
2758705
Finland
1
France
27927
Germany
2
Ireland
8395
Lithuania
1
Poland
1
Singapore
1
Ukraine
809113
United Kingdom
405101
United States
33582245
Unknown Country
12
Downloads
Estonia
1
Germany
55854
Lithuania
1
Moldova
1
Poland
1
Russia
55856
Ukraine
9526670
United Kingdom
1
United States
29572980
Unknown Country
19
Venezuela
1
Files
File | Size | Format | Downloads |
---|---|---|---|
Krivenchuk_intertextuality.pdf | 412.18 kB | Adobe PDF | 39211385 |
Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.