Please use this identifier to cite or link to this item:
http://essuir.sumdu.edu.ua/handle/123456789/889
Or use following links to share this resource in social networks:
Tweet
Recommend this item
Title | Взаємозв`язок форми меридіанної проекції робочого колеса лопатевого насоса і момента швидкості потоку перед ним |
Authors |
Fedotova, Nataliia Anatoliivna
|
ORCID |
http://orcid.org/0000-0001-9304-1693 |
Keywords |
осьовий насос лопатева система типу «напрямний апарат - робоче колесо" меридіанна проекція осевой насос лопастная система типа «направляющий аппарат – рабочее колесо» меридианная проекция axial-flow pump blade system of NR-type “guide vanes – impeller” meridian projection |
Type | Synopsis |
Date of Issue | 2009 |
URI | http://essuir.sumdu.edu.ua/handle/123456789/889 |
Publisher | Сумський державний університет |
License | |
Citation | Федотова, Н. А. Взаємозв`язок форми меридіанної проекції робочого колеса лопатевого насоса і момента швидкості потоку перед ним [Текст] : автореферат... канд. техн. наук, спец.: 05.05.17 - гідравлічні машини та гідропневмоагрегати / Н.А. Федотова. - Суми : СумДУ, 2009. - 20 с. |
Abstract |
Дисертація присвячена питанню вдосконалювання методики проектування меридіанної прое-
кції робочого колеса при наявності перед ним довільного за знаком і значенням момента швидкості
потоку для лопатевої системи осьового насоса типу НР.
Розглянуто взаємозв`язок геометричних і осереднених гідродинамічних параметрів на вході в
робоче колесо динамічного насоса за умови наявності перед колесом моменту швидкості потоку
перекачуваної рідини: отримано співвідношення для визначення приведеного діаметра входу робо-
чого колеса, режиму течії у вхідній воронці робочого колеса, втулкового відношення на вході в ро-
боче колесо і на виході з нього. Викладено результати розрахункових і експериментальних дослі-
джень осьових насосів з лопатевою системою типу НР, що підтвердили основні положення запропонованої методики проектування. // Русск. версия: Диссертация посвящена вопросу совершенствования методики проектирования меридианной
проекции рабочего колеса при наличии перед ним произвольного по знаку и значению момента скоро-
сти потока для лопастной системы осевого насоса типа «направляющий аппарат – рабочее колесо».
Актуальность исследования - меридианные проекции рабочих колес типовых осевых систем
проектируются из условия: момент скорости потока перед рабочим колесом равен нулю. В лопаст-
ной системе типа НР перед рабочим колесом есть момент скорости потока. Известные подходы к
проектированию меридианной проекции рабочих колес лопастной системы типа НР не учитывают
взаимосвязь геометрических и гидродинамических параметров на входе рабочего колеса. Рекомен-
дации по выбору втулочного отношения на выходе из рабочего колеса в широком диапазоне коэф-
фициентов быстроходности экспериментально не проверено.
Диссертация состоит из введения, 4 разделов, выводов, списка использованной литературы и
приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы и рассматривается общая характеристика работы.
В первом разделе приведен обзор существующих данных об использовании закрученных пото-
ков в теории и практике конструирования динамических насосов. Сделаны выводы о необходимости
совершенствования методики проектирования лопастной системы типа НР в части влияния на форму
меридианной проекции рабочего колеса произвольного по знаку и значению момента скорости потока перед ним и отсутствии каких-либо негативных факторов препятствующих проектированию рабочих колес с наличием перед ними момента скорости потока.
Во втором разделе описана постановка задачи исследования насоса, экспериментальная уста-
новка, приборы и методика проведения эксперимента, приведена оценка погрешностей измерения
величин. Для исследования структуры потока перед и за рабочим колесом было проведено зондирование потока на различных режимах работы насоса с целью получения во входном и выходном сечениях рабочего колеса эпюр расходной и окружной скоростей и сопоставление экспериментальных
данных с расчетными.
В третьем разделе рассмотрена взаимосвязь геометрических и осредненных гидродинамичес-
ких параметров на входе в рабочее колесо динамического насоса при условии наличия перед коле-
сом момента скорости потока перекачиваемой жидкости. Приведенный диаметр входа в рабочее
колесо определен из условия получения максимального КПД, что обеспечивается минимальным
значением относительной скорости на входе (гипотеза Г.Ф. Проскуры), но с учетом произвольного
по знаку и значению момента скорости потока.
Предложенная зависимость для определения критерия Рейнольдса во входной воронке рабо-
чего колеса учитывает наличие закрутки потока перед ним. Нами введен коэффициент пропорцио-
нальности, в состав которого входит вхm K – поправочный коэффициент, учитывающий влияние мо-
мента скорости потока перед рабочим колесом.
Обобщающие безразмерные эпюры распределения составляющих абсолютной скорости на
входе в рабочее колесо с точностью до 5-8% аппроксимируют экспериментальные данные, полученные в том числе и автором, и служат исходными данными на стадии проектирования.
С использованием программного продукта CHANNELLER расчетным путем определено ми-
нимальное значение втулочного отношения на входе в рабочее колесо в зависимости от значения
момента скорости потока, при котором еще сохраняется радиальное равновесие потока, которое
характеризуется отсутствием в области втулки возвратного течения. Расчет произведен как для неподвижной, так и вращающейся втулки.
Экспериментальным путем уточнена зависимость втулочного отношения на выходе из рабоче-
го колеса от коэффициента быстроходности. Расчет произведен с учетом проектирования меридианной проекции рабочего колеса на произвольный момент скорости потока перед ним и предложена
эмпирическая формула для определения втулочного отношения на выходе из рабочего колеса.
В четвертом разделе изложены результаты расчетных и экспериментальных исследований осевых
насосов с лопастной системой типа НР, подтвердившие основные положения предложенной методики
проектирования. По результатам проведенного исследования обнаружено хорошее согласование резуль-
татов, полученных с помощью программного пакета CFX, с экспериментальными результатами, за иск-
лючением режимов с сильной закруткой потока. Было установлено: закрутка потока за рабочим колесом
сильно зависит от подачи насоса: на подачах, превышающих оптимальную по КПД, за рабочим колесом
сохраняется остаточная закрутка, созданная направляющим аппаратом, навстречу вращения ротора; на
малых подачах рабочее колесо перекручивает поток в направлении вращению ротора; форма напорной и
мощностной характеристик, полученных в данном осевом насосе с большой отрицательной закруткой на
входе, является типичной для центробежных насосов; наиболее высокий КПД (эксперимент – 73%, рас-
чет – 68%) зафиксирован при втулочном отношении рабочего колеса: эксперимент - 0.4; расчет – 0.5.
При цитировании документа, используйте ссылку http://essuir.sumdu.edu.ua/handle/123456789/889 |
Appears in Collections: |
Автореферати |
Views
Argentina
1
Canada
1
China
3
EU
1
France
119062
Georgia
1
Germany
9961397
Greece
22504963
Iceland
1
Indonesia
1
Iran
2
Ireland
345082812
Kazakhstan
2
Lithuania
1
Moldova
1
Netherlands
119068
Russia
60
Singapore
1886339266
Sweden
1
Thailand
1
Turkey
13
Ukraine
1529621835
United Kingdom
765916972
United States
-1934943349
Unknown Country
1529621834
Downloads
China
15
France
1
Germany
621
Kazakhstan
1
Lithuania
1
Netherlands
1
Russia
4
Singapore
1
Ukraine
-522288765
United Kingdom
1
United States
-140623347
Unknown Country
323
Files
File | Size | Format | Downloads |
---|---|---|---|
федотова.pdf | 766.54 kB | Adobe PDF | -662911143 |
Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.