Please use this identifier to cite or link to this item: http://essuir.sumdu.edu.ua/handle/123456789/3442
Or use following links to share this resource in social networks: Recommend this item
Title Мовні засоби вираження імпресіонізму в художньому тексті (на матеріалі творчості О.С. Гріна)
Authors Dehtiarova, Tetiana Olehivna  
ORCID http://orcid.org/0000-0001-9239-5801
Keywords імпресіонізм
фоносемантичні засоби
звуко-колірний символізм
импрессионизм
фоносемантические средства
цвето-звуковой символизм
impressionism
phonosemantical means
sound-colour symbolism
Type Synopsis
Date of Issue 2002
URI http://essuir.sumdu.edu.ua/handle/123456789/3442
Publisher Вид-во СумДУ
License
Citation Дегтярьова, Т.О. Мовні засоби вираження імпресіонізму в художньому тексті (на матеріалі творчості О.С. Гріна) [Текст] : Автореферат... к. пед. наук спец.: 10.02.02 – російська мова / Т.О. Дегтярьова. - Суми : Сумський державний університет, 2002. - 20 с.
Abstract У дисертації на матеріалі прозових творів О.С.Гріна (повісті-феєрії “Алые паруса” та роману “Бегущая по волнам”) досліджуються мовні засоби вираження імпресіонізму на фонетичному та лексичному рівнях. Аналізується явище фонетичного символізму, тобто здатність звуків викликати певні незвукові асоціації. Особлива увага приділяється аспекту звуко-колірного символізму. У контексті індивідуального сприйняття світу письменником розглядаються особливості використання лексичних одиниць у портретних та пейзажних описах. Результати дослідження можуть бути використані в аналізі мовних засобів вираження імпресіонізму в художніх текстах інших авторів та в подальшому вивченні мовної палітри творчості О.С.Гріна. При цитуванні документа, використовуйте посилання http://essuir.sumdu.edu.ua/handle/123456789/3442
В диссертации на материале прозаических произведений А.С.Грина (повести-феерии “Алые паруса” и романа “Бегущая по волнам”) исследуются языковые средства выражения импрессионизма на фонетическом и лексическом уровнях. Анализируется явление фонетического символизма. Особое внимание уделяется аспекту цвето-звуковой ассоциативности. В контексте индивидуального видения мира писателем рассматривается использование лексических единиц в портретных и пейзажных описаниях. В работе на богатом фактическом материале рассматривается явление звукового символизма как проявление импрессионизма в художественном прозаическом тексте на фонетическом уровне. На основе методики, разработанной А.П.Журавлевым, при помощи лингвостатистического метода исследования, проанализированы основные образы повести “Алые паруса” в аспекте цвето-звуковой ассоциативности. Установлено, что фоносеман-тические средства усиливают эмоционально-образное содержание произведения, фонетическая значимость поддерживает основные значения и коннотации, заложенные в семантике слов. Установлено, что в использовании цвето-звукового символизма просле-живаются определенные закономерности. Так, в обрисовке образа Ассоль преобладают звукобуквы А и О, которые, согласно экспериментам А.П. Журавлева, характеризуются как красный (А) и желтый (О). Это соответствует общему эмоционально-образному содержанию повести, так как Ассоль – символ огня, ассоциирующегося обычно с желто-красным цветом. Прозаический, грубый мир Каперны представлен на фоносемантическом уровне “мрачными”, “темными” графонами У и Ы. Доминирующими звукобуквами в цвето-звуковой обрисовке образа Грэя выступают И+Й (“синие”), У+Ю (“сине-зеленые”) и Э+Е (“зеленые”), что соответствует цвету воды, символом которой является герой. В пейзажных зарисовках звуковая семантика не только поддерживает эмоциональный тон описания, но и создает необычные “звукообразы”, созвучные образам содержания. Определено, что вербальное оформление портретных и пейзажных описаний повести “Алые паруса” и романа “Бегущая по волнам” отличается целым рядом особенностей, характерных для импрессионистического стиля. Портреты у А.С.Грина носят импрессивный характер, то есть передают не столько детали внешности персонажа, сколько впечатления от него другого лица или самого автора. Пейзажи лишены информативности, даны сквозь призму восприятия действующих лиц. Основу гриновских пейзажей составляют переходы и переливы тонов, внимание к цвету и свету. Цвето-световые метафоры и символы зримо передают сущность изображаемых явлений. Несмотря на то, что портрет и пейзаж относятся к описанию – статичной композиционно-речевой форме, А.Грин, подобно художникам-импрессионистам, придает всему, что он изображает, постоянное движение. Динамичность описания достигается различными языковыми средствами, и в первую очередь, – использованием моторных элементов языка – глаголов и глагольных форм (причастий и деепричастий), за счет употребления кратких прилагательных, которые представляют качество как состояние. Усиливается динамизм путем актуализации слов, содержащих сему “движение”. Лексическими средствами выражения впечатления выступают эпитеты, содержащие эмоционально-оценочное значение, синестетические сравнения и метафоры. В анализируемых текстах отмечается явное превалирование коннотативного компонента над денотативным в семантике слова, что объясняется субъективностью восприятия. Многие лексемы в творчестве А.С.Грина получают новое, окказиональное осмысление, обусловленное контекстуальным окружением. Особая роль принадлежит цветовым прилагательным и словам, передающим цвет и свет, которые приобретают индивидуально-авторское значение, часто символическое звучание. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при анализе языковых средств выражения импрессионизма в художественных текстах других авторов и при дальнейшем изучении языковой палитры творчества А.С.Грина. При цитировании документа, используйте ссылку http://essuir.sumdu.edu.ua/handle/123456789/3442
The thesis examines language means of expressing impressionism on the phonetical and lexical levels (on the basis of prose works by A.S.Grin “The Scarlet Sails” and “The Running on the Waves”). The phenomenon of the phonetical symbolism is analysed, i.e. the ability of the sounds to call forth certain non-sound associations. Special attention is paid to the aspect of sound-colour symbolism. In the context of the impressionistic world outlook of the writer, the peculiarities of usage of the lexical units in portrait and landscape sketches are considered. The achieved results may be used during the analysis of the language means of expressing impressionism in belles-lettres texts of other writers and while further investigating A.S.Grin’s language peculiarities. When you are citing the document, use the following link http://essuir.sumdu.edu.ua/handle/123456789/3442
Appears in Collections: Автореферати

Views

Belarus Belarus
2
Brazil Brazil
2
Canada Canada
1
China China
391
Czechia Czechia
1
EU EU
3
France France
5
Germany Germany
47073
Greece Greece
1
Iceland Iceland
3
Ireland Ireland
2082387
Jordan Jordan
1
Lithuania Lithuania
1
Netherlands Netherlands
4
Russia Russia
106724471
Singapore Singapore
702488420
Sweden Sweden
1
Turkey Turkey
4
Ukraine Ukraine
404606446
United Kingdom United Kingdom
53480508
United States United States
1404976840
Unknown Country Unknown Country
106724472

Downloads

China China
1
Germany Germany
1165
Gibraltar Gibraltar
1
India India
1
Lithuania Lithuania
1
Poland Poland
1
Russia Russia
1404976839
Ukraine Ukraine
1404976839
United Kingdom United Kingdom
1
United States United States
702488419
Unknown Country Unknown Country
390

Files

File Size Format Downloads
104.pdf 350,61 kB Adobe PDF -782523638

Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.