Please use this identifier to cite or link to this item: http://essuir.sumdu.edu.ua/handle/123456789/3451
Or use following links to share this resource in social networks: Recommend this item
Title Формування комунiкативно-мовленнєвих умiнь у процесi роботи з навчальними текстами шкiльних предметiв немовного циклу
Authors Kazandzhyieva, Maryna Symeonivna
ORCID
Keywords мовленнєзнавство
учбовi тексти
мовленнєвомислительнi операцiї
речеведение
учебные тексты
речемыслительные действия и операции
speech acquisition
academic texts
thought and speech provoking actions and operations
Type Synopsis
Date of Issue 1999
URI http://essuir.sumdu.edu.ua/handle/123456789/3451
Publisher Інститут педагогіки АПН України
License
Citation Казанджиєва, М.С. Формування комунiкативно-мовленнєвих умiнь у процесi роботи з навчальними текстами шкiльних предметiв немовного циклу [Текст] : Автореферат... к. пед. наук спец.: 13.00.02 – теорія і методика навчання російської мови / М.С. Казанджиєва. - К. : Інститут педагогіки АПН України, 1999. - 18 с.
Abstract В дисертацiйному дослiдженнi запропоновано програму курсу шкiльного мовленнєзнавства, в основу якої покладено мовленнєзнавчi вiдомостi й умiння, що мають безпосереднє вiдношення до всiх видiв мовленнєвої дiяльностi школярiв. В роботi описано жанри текстiв на матерiалi шкiльного курсу географiї для VI класу, а також методика формування мовленнєзнавчих умiнь у процесі засвоєння навчальної iнформацiї на уроках немовного циклу. Апробацiя програми шкiльного мовленнєзнавства здiйснювалася в процесi роботи факультативу в середнiй школi. При цитуванні документа, використовуйте посилання http://essuir.sumdu.edu.ua/handle/123456789/3451
В диссертационном исследовании затронуты проблемы, относящиеся к речеведению - области смежных по предмету речи наук (языкознания, логики, теории речевой коммуникации, методики преподавания русского языка), в которой осмысливаются и обобщаются все виды речевой деятельности. Рассмотрение речеведческих проблем в качестве составной части работы по развитию речи объясняется тем, что теоретические возможности традиционных методов развития речи в школе, по сути, исчерпаны и актуальным становится изыскание новых подходов к проблеме развития речи в школе. Одним из таких подходов и может стать выявление и осмысление методических резервов, заключенных в методической системе современного школьного образования в целом. Речеведческий аспект школьного курса родного языка не разрабатывался как самостоятельный предмет, в результате чего отдельные проблемы речеведения (деление текста на части и их озаглавливание, составление плана текста и т.п.) рассматривались как методические, вне системы речеведческих понятий и не выделялись в самостоятельный предмет обучения. Центральным понятием школьного речеведения является текст: в процессе слушания и чтения он выступает объектом речевой деятельности, а в процессе говорения и письма - ее целью. Содержание и объем речеведения как составной части работы по развитию речи определяются теми задачами, которые решает учащийся в контексте всех видов речевой деятельности. Целью исследования и является определение речеведческих знаний и умений, которые должны содержаться в материале уроков развития речи в расчете на использование в процессе освоения учебной информации по всем школьным предметам. В связи с этим основной задачей стал анализ учебных текстов по предметам неязыкового цикла и послетекстовых заданий к ним, а также разработка методики конструирования деятельностных программ, лежащих в основе работы с учебным текстом. В основу анализа учебных текстов в школьных учебниках географии положены структурные и композиционные эталоны, типичные наборы компонентов содержания, типичные наборы речемыслительных операций и действий, лежащих в основе каждого конкретного жанра учебных текстов, а также учебные цели, реализующиеся в деятельностных программах. На основе указанных критериев разработана типология учебных текстов, содержащихся в школьных учебниках географии для VI-VII классов, а также описаны жанры учебных текстов. Анализ возможностей и перспектив введения речеведческих знаний подтвердил, что эти знания и умения должны формироваться либо на уроках развития речи, либо в рамках нового предмета, который можно было бы назвать школьным речеведением. Введение в учебный обиход речеведческого материала потребовало в основу работы положить “бытовые” тексты и лишь затем - тексты школьных учебников. Такой подход обеспечил осознанное восприятие и освоение учащимися базовых речеведческих понятий (понятий о видах текстовой информации, о единицах и компонентах текста и т.д.). Речеведческие знания, необходимые для работы с учебными текстами, и составили содержание программы речеведения для VI-VII и для IX-XI классов. В диссертационном исследовании предложена программа курса школьного речеведения, в основе которой лежат речеведческие знания и умения, имеющие непосредственное отношение ко всем видам речевой деятельности учащихся. Базовые понятия речеведения и речеведческие темы представлены в виде трех основных блоков: “лексическое речеведение” (текстовые функции и виды слов), “логическое речеведение” (понятие, определение понятий, виды понятий, логическая структура текста), “синтаксическое речеведение” (абзац, типы абзацев, способы распространения информемного предложения абзаца), “прагматическое речеведение” (функции каждой части текста в общем ходе мысли). Основным направлением речеведческой работы является формирование умений самостоятельного конструирования учащимися деятельностных программ (“текстопорождающее речеведение”) на предтекстовом и текстовом этапах работы с учебным материалом. Предложенная программа была проверена в ходе экспериментального обучения в гуманитарных классах средних школ. Полученные в ходе обучения результаты показали, что предложенная методика решает задачи развития речи школьников, учащийся получает возможность “видеть” текст, осознанно воспринимать и воспроизводить учебную информацию. Повышение эффективности обучения оказалось связанным также с отработкой речемыслительных операций, лежащих в основе учебных заданий. Совокупности этих речемыслительных операций и составили в итоге деятельностные программы на предтекстовом и собственно текстовом этапах работы с учебным материалом на речеведческой основе. Апробация программы школьного речеведения осуществлялась в процессе работы факультатива в средней школе. При цитировании документа, используйте ссылку http://essuir.sumdu.edu.ua/handle/123456789/3451
The dissertation is intended to develop a special school course aimed at perfecting pupils¦ speech skills. The basis of this course is made up of speech acquisition knowledge and skills. The latter are immediately connected with all kinds of pupils¦ speech Activity. The research paper thoroughly investigates different jenres of academic texts from the Geography text - book for the sixth. The manuscript suggests the methodology of the formation of Speech skills on the basis of school subjects of non-linguistic orientation. The effectiveness of the suggested new course was approved by the teachers who had used it. When you are citing the document, use the following link http://essuir.sumdu.edu.ua/handle/123456789/3451
Appears in Collections: Автореферати

Views

Australia Australia
1
Belarus Belarus
2
Brazil Brazil
1
China China
4
France France
-881562028
Germany Germany
61159859
Greece Greece
1
Iceland Iceland
1
Ireland Ireland
2553762
Lithuania Lithuania
1
Netherlands Netherlands
61789
Poland Poland
2
Russia Russia
41
Singapore Singapore
-881562030
Sweden Sweden
1
Turkey Turkey
4
Ukraine Ukraine
617073058
United Kingdom United Kingdom
308660106
United States United States
-881562031
Unknown Country Unknown Country
131

Downloads

China China
1
France France
1
Germany Germany
1872860939
Italy Italy
1
Japan Japan
1
Lithuania Lithuania
1
Moldova Moldova
2
Russia Russia
1
Singapore Singapore
1
Ukraine Ukraine
1872860939
United Kingdom United Kingdom
576658
United States United States
551035557
Unknown Country Unknown Country
226160017

Files

File Size Format Downloads
145.pdf 347.21 kB Adobe PDF 228526823

Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.