Please use this identifier to cite or link to this item: http://essuir.sumdu.edu.ua/handle/123456789/46180
Or use following links to share this resource in social networks: Recommend this item
Title Сподвижники ренесансу
Other Titles The associates of literary renaissance
Сподвижники ренесанса
Authors Кривенчук, В.М.
ORCID
Keywords інтертекстуальність
ремінісценції
цитати
алюзії
літературне відродження
сподвижники
интертекстуальность
реминисценции
цитаты
аллюзии
литературное возрождение
сподвижники
intertextuality
allusions
quotations
literary Renaissance companions
Type Article
Date of Issue 2016
URI http://essuir.sumdu.edu.ua/handle/123456789/46180
Publisher Сумський державний університет
License
Citation Кривенчук, В.М. Сподвижники ренесансу [Текст] / В.М. Кривенчук // Філологічні трактати. - 2016. - Т.8, №2. - С. 42-56.
Abstract Cтаття присвячена порівнянню неповторних особливостей творчих рис духовності художніх талантів подвижників відродження ХХ століття: Хвильового, Сосюри, Єсеніна, Шумицького. Особливості рис поетики вищезгаданих митців аналізуються на матеріалах поезії «Путь» та «Вступної новели» М.Хвильового; поезій «Сніги», «Ти», «Вірність», прозових «дружніх» шаржів, гуморесок, віршованих байок С. Шумицького; поезій В.Сосюри «Так ніхто не кохав», «Любіть Україну», а також вірша С. Єсеніна «Я помню, любимая, помню» і поеми «Страна негодяев». Формотворчим елементом усіх рівнів художньої прози та поезії постає інтертекстуальність. Історичні алюзії творів М. Хвильового, С. Єсеніна, як і сатиричних творів С. Шумицького, часто постають у формі закодованих ігрових цитат, надаючи образам сатирично-іронічних відтінків. Розгадування кодів невільно примушує реципієнтів пізнавати таїну реального і фантастичного, творити разом із автором недовершені скарби слова.
Статья «Сподвижники ренессанса» посвящена сравнению неповторимых особенностей творческих черт духовности художественных талантов подвижников возрождения ХХ века: Хвылевого, Сосюры, Есенина, Шумицкого. Особенности черт поэтики вышеупомянутых художников слова анализируются на материалах стихотворения «Путь» и «Вступительной новеллы» М. Хвылевого; стихотворений – «Снега», «Ты», «Верность», «дружественных» шаржей в прозе, юмора, стихотворных басен С. Шумицкого; стихотворений В. Сосюры «Так никто не любил», «Любите Украину», а также произведений С. Есенина «Я помню, любимая, помню» и поэмы «Страна негодяев». В результате исследования обнаружен отзвук реминисценций отдельных произведений; отмечены общие творческие доминанты неординарных личностей; прослежены определяющие черты отдельных произведений, обобщены их особенности; определена в интертекстах функция межтекстуальных включений: цитат, аллюзий. Сделаны такие выводы. В стихотворениях В. Сосюры, С. Есенина ощутимая нежная лирика, неугасимая любовь, а музыкальная ритмомелодика наполняет творчество М. Хвылевого. Эти черты просматриваются и в стихотворениях С. Шумицкого. Фигуры упомянутых художников слова характеризуют доминанты чрезвычайного таланта интуитивного предсказания и ощущения времени эпохи, предчувствия своей смерти и воскресенья через бессмертие слова, любви к Отчизне, европейской интеллектуальности, смелого творческого экспериментаторства, философичности, лирико-мелодичной тональности. Художники Ренессанса ХХ ст. – как двадцятники, так и шестидесятники – доблестно боролись против закостенелости реалистических догм, их творческие поиски приобретали новые методы для выработки модерного мировоззрения, создания неповторимого духовного космоса человека. Центральной проблемой творчества писателей стала культура Украины, ее историческое бытие. Их малые жанры слова привлекают стилевой художественной самобытностью, совершенствованием новой манеры письма. Стихотворения поэтов обозначены влиянием модернистских элементов неореализма, романтизма, импрессионизма, сюрреализма, имажинизма. Формотворческим элементом всех уровней художественной прозы является интертекстуальность. Исторические аллюзии произведений М. Хвылевого, С. Есенина, как и сатиры С. Шумицкого, часто проявляются в форме закодированных игровых цитат, придавая произведениям сатирические и иронические оттенки. Разгадывание художественных кодов невольно принуждает реципиентов обращать внимание на тайны реального и фантастического, любоваться вместе с автором словесными сокровищами.
The article is devoted to the creative features and spirituality of such poetic talents of the Renaissance of the 20th century as M. Khvylyovyi, V. Sosyura, S. Yesenin, and S. Shumitskyi. Poetic features of the aforementioned authors are analyzed based on materials of their poetry: "The Way" and "The Introductory short story" by M. Khvylyovyi; poems, "Snow", "You", "Loyalty", "friendly" prose caricatures, humoresques, and poetic fables by S. Shumitskyi; verses "None is loved so much" and "Love Ukraine" by V. Sosyura as well as poems by S. Yesenin "I remember, love, remember" and "The country of scoundrels." Intertextuality appears a formative element of all levels of prose and poetry. Historical allusion of M. Khvylyovyi and S. Yesenin, as well as satirical works of S. Shumitskyi, often occur in the form of coded quotation game, giving a satirical-ironic tones to characters. Solving codes unwittingly causes the recipient to know the mystery of the real and the fantastic, to create, together with the author, the unfinished word treasures.
Appears in Collections: Філологічні трактати

Views

Algeria Algeria
1
Canada Canada
1
China China
2758705
Finland Finland
1
France France
27927
Germany Germany
2
Ireland Ireland
8395
Lithuania Lithuania
1
Poland Poland
1
Singapore Singapore
1
Ukraine Ukraine
809113
United Kingdom United Kingdom
405101
United States United States
5517408
Unknown Country Unknown Country
12

Downloads

Estonia Estonia
1
Germany Germany
55854
Lithuania Lithuania
1
Moldova Moldova
1
Poland Poland
1
Russia Russia
55856
Ukraine Ukraine
9526670
United Kingdom United Kingdom
1
United States United States
9526670
Unknown Country Unknown Country
19
Venezuela Venezuela
1

Files

File Size Format Downloads
Krivenchuk_intertextuality.pdf 412,18 kB Adobe PDF 19165075

Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.