Please use this identifier to cite or link to this item: https://essuir.sumdu.edu.ua/handle/123456789/79675
Or use following links to share this resource in social networks: Recommend this item
Title Розвиток жанру подорожнього нарису в українській журнальній періодиці 20-30-х рр. ХХ ст.
Authors Kovalova, Tetiana Viktorivna  
Keywords подорожній нарис
українська журнальна періодика
жанрові форми
путевой очерк
украинская журнальная периодика
жанровые формы
travel essay
Ukrainian journalistic periodicals
genre forms
Type Synopsis
Date of Issue 2014
URI https://essuir.sumdu.edu.ua/handle/123456789/79675
Publisher Дніпропетровський нац. ун-т ім. Олеся Гончара
License Copyright not evaluated
Citation Ковальова, Т.В. Розвиток жанру подорожнього нарису в українській журнальній періодиці 20-30-х рр. ХХ ст.: автореферат ... канд. наук із соц. ком.: спец. 27.00.04 - теорія та історія журналістики / Т.В. Ковальова. – Дніпропетровськ: Дніпропетровський нац. ун-т ім. Олеся Гончара, 2014. – 21 с.
Abstract Дисертація є першим системним дослідженням українського журнального подорожнього нарису 20–30-х рр. ХХ ст. в контексті жанрової специфіки цих творів. На основі журналістикознавчих та літературознавчих розвідок з’ясовано теоретичну домінанту наукових досліджень цього жанру. У дисертації здійснено аналіз жанрових форм подорожнього нарису в українських журналах «Червоний шлях» та «Всесвіт» 1920–30-х рр., визначено тенденції розвитку і особливості цього внутрішньожанрового різновиду. На основі аналізу текстів виділено етапи розвитку та типологічні групи українських журнальних подорожніх нарисів зазначеного періоду. Окреслено основні підходи до вивчення ролі авторського «Я», виділено основні форми авторського втручання в текст та розглянуто способи його вираження в подорожніх нарисах 1920–30-х рр. Визначено концептуальні підходи до образу персонажа, виокремлено типи персонажів у журнальних подорожніх нарисах. Наголошено на визначальній ролі образу «оновленої» людини в інтерпретації тогочасного суспільства, дійсності в цілому. У результаті дослідження встановлено специфіку жанроутворювальних елементів українських журнальних подорожніх нарисів 20–30-х рр. ХХ ст. З’ясовано особливості використання окремих виражальних елементів.
Диссертация является первым системным исследованием украинского журнального путевого очерка 20–30-х гг. ХХ в. с точки зрения жанровой специфики публицистических произведений. Выяснено, что в данный период в украинской журнальной периодике усиливается роль путевого очерка, поскольку хронотоп, отображенный в произведениях этой группы, давал возможность автору показать масштабность и значимость коммунистической идеологии. В диссертации представлен анализ жанровых форм путевого очерка в украинской журнальной периодике 1920–1930-х гг., определены тенденции развития данного типа очерка. Доказано, что очерковые произведения отличались по характеру изложения материала, и, как следствие, выделены два периода развития украинского журнального очерка 20–30-х гг. ХХ в. Для первого периода (1925–1928 гг.) характерен описательно-информационный тип изложения, в то же время для второго периода (1929–1933 гг.) – агитационно-пропагандистский. Отличительной чертой путевой публицистики периода 1920–1930-х гг. является широкий тематический диапазон: главный герой проявляет социалистическое мировоззрение и в индустриальной, и в сельскохозяйственной, и в научно-исследовательской сферах. При этом местом действия выступают Украина, СССР, мир в целом. Анализ произведений позволил выделить авантюрные, экзотические, автобиографические, психологические элементы, которые имели место в украинских журнальных путевых очерках этого времени. Определены основные подходы к изучению роли авторского «Я» и способы его отображения в путевых очерках 1920–1930-х гг. В частности, на первое место выходит социальная функция автора, в то время как моральная и психологическая субстанции практически отсутствуют. Выделены основные формы авторского вмешательства в текст: автор-информатор, автор-действующее лицо, автор-инспиратор. Отмечено, что имплицитные формы преобладали над эксплицитными, это объясняется трансформацией жанра, находящегося под влиянием идеологии партийно-советской периодики. Обоснованы концептуальные подходы к прочтению образа персонажа, а также выделены типы персонажей в журнальных путевых очерках: «обновленный» советский человек; инонациональный характер, который превращается в сознательного советского гражданина; враг народа. Главным персонажем в большинстве случаев выступает «обновленный» советский человек – типичный, обобщенный образ советского гражданина. Посредством образа человека раскрываются особенности времени, пространства, общества, действительности в целом. Проведенное исследование позволило раскрыть специфику жанроформирующих элементов украинских журнальных путевых очерков 20–30-х гг. ХХ в. Осмыслена роль факта, домысла и вымысла в реализации функций путевой журналистики. Особенностью текстов этого периода является частое использование статистических, повседневных фактов, фактов-образов. Кроме того, небольшую группу составляют произведения, в текстах которых доминируют научные и исторические факты. Очеркисты также прибегают к использованию домысла (моделированию будущего, домысливанию действий, размышлений, чувств персонажей) и вымысла (творческое переосмысление сюжетно-композиционной структуры). Анализ украинской путевой публицистики 20–30-х гг. ХХ в. позволил определить структурно-композиционные особенности этой группы. Преобладают произведения с хроникальной композицией, в частности линейным хронотопом. Это связано с тем, что очерковые произведения были детерминированы идеологическими установками партийно-советской журналистики. Права журналиста на авторские суждения, анализ, выводы были ограниченными, поэтому значительно меньше произведений с логически-причинным и эссеистическим типами композиции. Функциональное поле образных деталей в путевых очерках украинской журнальной периодики 1920–1930-х гг. представлено преимущественно изобразительными и уточняющими деталями. В меньшей мере встречаются имплицитные и характерологические, с помощью которых создается психологический образ.
The thesis is the first systematic research of Ukrainian journalistic travel essay in the 20–30s of the XXth century in the context of genre specificity of these works. The theoretical dominant of scientific researches of this genre was found out on the basis of journalistic and literature studies. The analysis of genre forms of travel essay was made in Ukrainian journalistic periodicals of the 1920–1930s. The tendencies of the development and peculiarities of this inner genre type were determined in the thesis. The stages of development and typological groups of Ukrainian journalistic travel essays of denoted period were distinguished on the basis of texts analysis. There The main approaches to studying of the author`s personality role were described, and the main forms of an author’s interference in the text were determined. The ways of its expression in the travel essays of the 1920–1930s were examined. The conceptual approaches to the figure of character were determined; the types of characters in the journalistic travel essays were distinguished. The author emphasized the dominant role of the figure, which was renewed in the interpretation of the society of that time and the reality in general. As a result of the research, the specificity of the elements of Ukrainian journalistic travel essays in the 20–30s of the XXth century, which formed the genre, was determined. The peculiarities of using separate expressive elements were found out.
Appears in Collections: Автореферати

Views

China China
1
Germany Germany
4677
Greece Greece
1
Lithuania Lithuania
1
Romania Romania
1
Ukraine Ukraine
2992
United Kingdom United Kingdom
1
United States United States
254
Unknown Country Unknown Country
127

Downloads

Germany Germany
4679
Ukraine Ukraine
8058
United Kingdom United Kingdom
1

Files

File Size Format Downloads
aref_Kovalova.pdf 657,87 kB Adobe PDF 12738

Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.